По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Апелляционного суда г. Севастополя от 25.12.2014 по делу N 3-15/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления Правительства Севастополя от 30.07.2014 N 182 "Об установлении розничных цен на природный газ и утверждении Порядка их применения для населения города федерального значения Севастополя">



АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу № 3-15/14

25 декабря 2014 года Апелляционный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи - Володиной Л.В.,
секретарь - М.,
с участием:
прокурора - Махиня В.В.,
представителя заявителя - ФИО11,
представителя Правительства
города Севастополя - ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании нормативного правового акта Правительства города Севастополя, -

установил:

Правительством города Севастополя 30.07.2014 г. принято постановление № 182 "Об установлении розничных цен на природный газ и утверждении Порядка их применения для населения города федерального значения Севастополя" (л.д. 7 - 8).
Приложением № 1 к постановлению Правительства Севастополя установлены розничные цены на природный газ, отпускаемый потребителям города федерального значения Севастополя, отпускная цена природного газа потребителям за <данные изъяты> метров кубических при условии, что объем потребления природного газа не превышает <данные изъяты> метров кубических в течение 1 календарного года составила <данные изъяты>; при условии, что объем потребления природного газа превышает <данные изъяты> метров кубических в течение одного календарного года - <данные изъяты>.
Уточнив в судебном заседании требования, представитель заявительницы просил признать недействующим Постановление Правительства Севастополя от 30.07.2014 г. № 182 "Об установлении розничных цен на природный газ и утверждении Порядка их применения для населения города федерального значения Севастополя" в части п. 1 утверждения розничных цен на природный газ на 2 полугодие 2014 года, отпускаемый населению города федерального значения Севастополя согласно приложению № 1 "Розничные цены на природный газ, отпускаемый потребителям города федерального значения Севастополя" в части отпускной цены природного газа при условии, что объем потребления превышает <данные изъяты> метров кубических в течение одного календарного года. В обоснование требований заявительница указывает, что Постановление Правительства Севастополя в этой части не соответствует Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", Методическим указаниям по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. № 252-э/2. Заявительница считает, что при определении розничной цены на газ Правительство Севастополя должно было руководствоваться пунктом 1.3 приказа Федеральной службы по тарифам от 03 июля 2014 г. № 175-э/3, которым предусмотрена оптовая цена на газ, предназначенный для последующей реализации населению Республики Крым и города федерального значения ФИО3 с годовым потреблением до <данные изъяты> метров кубических газа в год в размере <данные изъяты> за <данные изъяты> кубических метров газа, а не пунктом 1.1, которым определяется оптовая цена на газ, реализуемый потребителям в размере <данные изъяты> за <данные изъяты> кубических метров газа, т.к. категория потребителей - население является особой категорией. Заявительница имеет большую семью, проживающую в частном доме, в связи с чем потребляется большой объем газа, она обязана оплачивать большую сумму за природный газ, чем граждане, потребляющие газ в меньшем объеме, в связи с чем ограничены ее права и свободы.
Представитель заявительницы также пояснил в судебном заседании, что заявление ФИО2 не сводится к проверке конституционности нормативно-правового акта. Требования к должностному лицу, подписавшему приложение № 1 к постановлению Правительства Севастополя от 30.07.2014 г. № 182 ФИО8 не предъявляются. Ссылки на статьи 254, 255 ГПК РФ указаны ошибочно.
Представитель заявительницы заявленные требования (с учетом уточнения) поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Севастополя требования заявления не признал, указал, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, в установленном порядке. Постановление Правительства Севастополя не противоречит федеральным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято в соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам России № 175-э/3 от 03.07.2014 г., не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Прокурор в судебном заседании дал заключение по делу, в котором полагал, что в удовлетворении заявления следует отказать, т.к. обжалуемый нормативно-правовой акт принят в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными Приказом ФСТ РФ от 27.10.2011 г. № 252-э/2, а также в соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам "Об утверждении оптовых цен на природный газ, размера оплаты за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 03 июля 2014 г. № 175-э/3, не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя Правительства Севастополя, заслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочие органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции РФ, положениям статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Устава города Севастополя, принятого Законодательным Собранием г. Севастополя 11 апреля 2014 г., Правительство Севастополя является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 г. № 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство в пределах своих полномочий устанавливает подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) и организует осуществление регионального государственного надзора за их применением.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства. Порядок принятия правовых актов Правительства определяется Правительством. Постановления и распоряжения Правительства подписываются председателем Правительства.
Таким образом, принятие оспариваемого акта входит в компетенцию Правительства Севастополя, он принят в надлежащей форме.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, т.е. обнародованы.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 Устава города Севастополя законы и иные нормативные правовые акты города Севастополя по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Разработанный проект Регламента Правительства Севастополя, устанавливающий порядок разработки, утверждения и подписания нормативных правовых актов Правительства Севастополя не принят. Согласно ч. 4 ст. 22 Устава города Севастополя постановления Правительства Севастополя вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Обжалуемое заявительницей Постановление Правительства размещено на официальном сайте Правительства Севастополя, следовательно соблюдены предусмотренные правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе правила его опубликования.

Согласно п. 11 раздела III Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. № 252-э/2, которая в соответствии с Положением о Федеральной Службе по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предусмотрен порядок расчета розничных цен на газ (раздел III). В соответствии с п. 16 абз. 1 Методических указаний при расчете розничных цен на газ оптовая цена на газ принимается на уровне установленной для рассматриваемой территории регулируемой оптовой цены на газ в случае поставки на нужды населения газа, который подлежит государственному регулированию.
Согласно п. 13 абз. 1 Методических указаний в случае, если структура и (или) уровень установленных на момент вступления Методических указаний в силу розничных цен на газ не соответствует их положениям, то они приводятся в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 ФКЗ № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", до 1 января 2017 года законодательство Российской Федерации в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, услуг организаций коммунального комплекса, железнодорожных перевозок, услуг связи, услуг в транспортных терминалах, морских и речных портах и аэропортах, оборота лекарственных средств, технического осмотра автотранспортных средств, включая законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени Правительством РФ применительно к сфере газоснабжения такой правовой акт не принят.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 03.07.2014 г. № 175-э/3 "Об утверждении оптовых цен на природный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" утверждена на второе полугодие 2014 г. оптовая цена на газ, добываемый КРП "Черноморнефтегаз" и реализуемый потребителям Республики Крым и города федерального значения Севастополя в размере <данные изъяты> за <данные изъяты> кубических метров газа (п. 1.1.); оптовая цена на газ, добываемый КРП "Черноморнефтегаз" и предназначенный для последующей реализации населению Республики Крым и города федерального значения Севастополя с годовым потреблением до <данные изъяты> метров в год в размере <данные изъяты> м газа (п. 1.3); установлен размер платы на снабженческо-сбытовые услуги и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Указанные показатели имеют определяющее значение для установления розничных цен на газ, т.к. являются одним из основных элементов формулы их расчета (глава III Методических указаний).
При этом ФСТ были учтены существовавшие существенные различия в подходах к механизмам ценообразования на территории Республики Крым и в Российской Федерации. При утверждении оптовых цен на газ ФСТ исходило из поэтапной гармонизации их размера с российскими правилами их формирования с учетом адаптационных возможностей потребителей (ответ ФСТ на обращение ФИО2, л.д. 12 - 13).
Согласно материалам дела Постановление Правительства Севастополя № 182 от 30.07.2014 г. принято в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 03.07.2014 г. № 175-э/3 "Об утверждении оптовых цен на природный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с учетом показателей оптовой цены на газ для потребителей с различным объемом потребления газа.
Доводы заявительницы о том, что Правительство Севастополя вопреки нормативным актам, имеющим высшую юридическую силу, при определении розничной цены на газ учло оптовую цену для населения, предусмотренную п. п. 1.1 приказа вместо цены, предусмотренной п. п. 1.3 приказа ФСТ от 03.07.2014 г. № 175-э/3, без учета того, что население нельзя приравнять к другим категориям потребителей, суд считает необоснованными. Указанные доводы противоречат п. 2 приказа, согласно которому оптовые цены на газ учитываются при формировании цен на газ для конечных потребителей, в том числе при формировании розничных цен на газ, реализуемый населению.
Пункт 15 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" также предусматривает, что цены на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации, и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.
Довод заявительницы о том, что ФИО3 следовало учесть пункт 6 абз. 2 Методических указаний по урегулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, которым по мнению заявительницы допускается не дифференцировать розничные цены на газ в зависимости от годового объема потребления газа либо объединить группы с годовым объемом потребления газа до 10 тыс. метров кубических включительно и от 10 до 100 тыс. метров кубических включительно, суд не принимает во внимание, поскольку довод сводится к субъективному толкованию норм права. Указанный пункт относится к формированию розничных цен на газ на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием оборудования, находящего в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, не имеет отношение к заявительнице, как потребителю газа.
Доводы заявительницы о том, что при определении тарифов на газ Правительство Севастополя руководствовалось нормами и тарифами, установленными законодательством Украины не принимаются во внимание как несостоятельные.
При таких обстоятельствах постановление № 182 "Об установлении розничных цен на природный газ и утверждении Порядка их применения для населения города федерального значения Севастополя" принятое Правительством Севастополя 30.07.2014 г. и приложение № 1 соответствует полномочиям, предусмотренным федеральным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении заявления ФИО2 о признании недействующим Постановление Правительства г. Севастополя от 30.07.2014 г. № 182 "Об установлении розничных цен на природный газ и утверждении Порядка их применения для населения города федерального значения Севастополя" в части п. 1 утверждения розничных цен на природный газ на 2 полугодие 2014 года, отпускаемый населению города федерального значения Севастополя согласно приложению № 1 "Розничные цены на природный газ, отпускаемый потребителям города федерального значения Севастополя" в части отпускной цены природного газа при условии, что объем потребления превышает 6000 метров кубических в течение одного календарного года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья Апелляционного суда
г. Севастополя
Л.В.ВОЛОДИНА


------------------------------------------------------------------