Постановление Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 305 "Об утверждении Концепции демографического развития Республики Крым на период до 2025 года"
СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2014 г. № 305
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", указами Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Совет министров Республики Крым постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию демографического развития Республики Крым на период до 2025 года.
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Крым, органам местного самоуправления муниципальных образований при разработке и реализации отраслевых и межотраслевых программных мероприятий руководствоваться положениями Концепции демографического развития Республики Крым на период до 2025 года.
И.о. Главы Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 02.09.2014 № 305
КОНЦЕПЦИЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1. Общие положения
Концепция демографического развития Республики Крым на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов.
Необходимость разработки Концепции вызвана наличием кризисных явлений в демографическом развитии Республики Крым, а также взаимной обусловленностью решения демографических и социально-экономических проблем Республики Крым. Концепция является основой для разработки программных мероприятий в области демографического развития Республики Крым, служит ориентиром для органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и всех граждан, способствует объединению их усилий для решения проблем в данной сфере.
Концепция является составной частью демографической политики Республики Крым и основывается на Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 № 1270-р, указах Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", принципах международного права, нормах международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Концепция учитывает особенности демографического развития Республики Крым и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Республики Крым.
2. Современная демографическая ситуация в Республике Крым
и тенденции ее развития
Демографические показатели являются индикативными показателями уровня жизни населения и характеризуют развитие Республики Крым.
Численность наличного населения Республики Крым на начало 2014 года составила 1967,2 тысячи человек, из которых 62,7% - городское население, 37,3% - сельское. Республика Крым является густонаселенным регионом, плотность населения составляет 75 человек на 1 кв. км.
В 1994 году в Крыму впервые за послевоенные годы было зафиксировано уменьшение численности населения, которое продолжалось последующие 18 лет.
В 2012 и 2013 годах впервые отмечен прирост населения, который составил соответственно 2,2 и 2,1 тысячи человек. Источником пополнения численности населения является внешняя миграция, которая не только компенсировала естественную убыль населения, но и обеспечила его прирост.
Таблица 1
Динамика численности наличного населения Республики Крым
за 2007 - 2014 годы, тысяч человек
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
Численность населения (на начало года)
1977,1
2071,0
1967,3
1965,3
1963,5
1963,0
1965,2
1967,2
Прирост (снижение -) населения за год
-6,1
-3,8
-2,0
1,8
-0,5
2,2
2,1
х
Отмечается тенденция снижения естественной убыли населения. Естественная убыль населения (превышение числа умерших над родившимися) в Республике Крым наблюдается с 1992 года. Наибольший показатель естественной убыли зафиксирован в 2001 году (13,7 тысячи человек), но рост рождаемости и стабилизация показателя смертности в последние годы способствовали его снижению к 2013 году до 3,0 тысячи человек, или до 1,5 человека на 1000 населения. Естественная убыль населения в Республике Крым в 2013 году снизилась по сравнению с 2009 годом на 40% (в целом по Российской Федерации естественная убыль сменилась естественным приростом - 24,0 тысячи человек, или 0,2 человека на 1000 населения).
Таблица 2
Коэффициенты естественного движения в Республике Крым
в 2007 - 2013 годах, человек на 1000 населения
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Рождаемость
11,0
11,9
12,0
11,8
11,9
12,6
12,2
Смертность
15,8
15,6
14,5
14,5
14,0
13,7
13,7
Естественный прирост (убыль -)
-4,8
-3,7
-2,5
-2,7
-2,1
-1,1
-1,5
Несмотря на то, что коэффициент рождаемости в Республике увеличился на 10,9% (по сравнению с 2007 годом) и составил 12,2 человека на 1000 населения, современные параметры рождаемости меньше, чем требуется для простого замещения поколений.
Суммарный коэффициент рождаемости, который характеризует среднее число рождений детей одной женщиной за весь детородный период (15 - 49 лет) при сохранении существующего уровня рождаемости, в 1998 - 2000 годах снизился до 1. Позитивным является его рост до 1,684 в настоящее время (на 8,9% по сравнению с 2009 годом). Однако для простого воспроизводства населения необходим показатель не менее 2,15.
Среди причин низкой рождаемости населения Республики - переход семей на малодетность, материально-бытовые трудности, жилищные проблемы, низкий уровень жизни части населения, невысокий уровень оплаты труда, недостаточное качество оказания медицинской помощи, ухудшение репродуктивного здоровья населения, утрата семейных ценностей и другие.
В последнее время удалось стабилизировать показатель смертности населения - коэффициент смертности снизился с 15,8 человека на 1000 населения в 2008 году до 13,7 человека на 1000 населения в 2013 году.
Наиболее распространенными причинами смертности являются болезни системы кровообращения (67% от числа умерших), злокачественные новообразования (14%), несчастные случаи (7%).
Серьезную озабоченность вызывает высокая смертность населения в трудоспособном возрасте, которая составляет 21 - 24% от общего количества умерших. Смертность мужчин этой возрастной категории значительно выше, чем женщин: их удельный вес составляет 77 - 79% от умерших в трудоспособном возрасте.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни в настоящее время составляет 71,6 года (в 2000 году - 68,5 года). Причем женщины живут дольше почти на 10 лет.
В 2013 году в Республике Крым, несмотря на прирост численности населения, наблюдается отрицательная динамика отдельных демографических показателей по сравнению с 2012 годом.
Родилось 24,1 тысячи детей, что на 0,6 тысячи детей, или на 2,6%, меньше, чем в 2012 году (в целом по Российской Федерации - на 0,3% меньше). Умерло 27,0 тысячи человек, что на 0,1 тысячи человек, или на 0,3%, больше, чем в 2013 году (в целом по Российской Федерации - на 1,8% меньше).
Миграционные передвижения оказывают влияние на половозрастную, социальную структуру населения, его профессиональный и образовательный уровень.
До 1993 года Крым был регионом, привлекательным для мигрантов, однако в 1994 году количество выбывших превысило количество прибывших. Ситуация начала улучшаться с 2004 года, когда миграционный прирост составил 1,4 тысячи человек, а в 2013 году достиг 5,1 тысячи человек.
Таблица 3
Миграция в Республике Крым в 2007 - 2013 годах,
тысяч человек
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Прибыло
16,0
14,7
12,5
12,9
12,4
14,5
14,8
Выбыло
12,5
11,2
9,5
9,5
8,8
10,0
9,7
Сальдо миграции
3,5
3,5
3,0
3,4
3,6
4,4
5,1
В Республике Крым отмечается старение населения - снижается удельный вес детей и увеличивается доля населения старших возрастов. Доля детей составляет 15,8%, населения в трудоспособном возрасте - 58,9%, старше трудоспособного возраста - 25,4%, что говорит о регрессивном типе возрастной структуры населения. В перспективе это может привести к дефициту трудовых ресурсов и обострению проблем в социальной сфере.
Главные особенности современной демографической ситуации в Республике: низкая рождаемость, старение населения, значительные потери населения от сверхсмертности мужчин, особенно от неестественных причин; кризис семьи.
3. Цель, принципы и задачи Концепции
Целью демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация его численности и создание условий для его роста, повышение качества жизни и увеличение ее продолжительности.
В связи с этим приоритетными направлениями демографической политики являются:
1. Снижение уровня смертности среди населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте, путем снижения смертности от травматизма, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и в дорожно-транспортных происшествиях; развития физической культуры и спорта, формирования установок на ведение здорового образа жизни.
2. Повышение уровня рождаемости путем пропаганды ценностей семьи, материнства и детства, использования стимулирующих мер, направленных на повышение качества медицинского обслуживания матерей и детей, поддержку семей с детьми, многодетных семей; развития системы жилищного кредитования и обеспечения ее доступности для широких слоев населения.
Достижение целей демографической политики Республики Крым в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста уровня жизни населения, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
В основу демографической политики Республики Крым положены следующие принципы:
- комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
- концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
- учет особенностей демографического развития Республики Крым и своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
- координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на региональном и муниципальном уровнях.
Основными задачами демографической политики Республики Крым на период до 2025 года являются:
сокращение уровня смертности, прежде всего граждан в трудоспособном возрасте;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Республики Крым и учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
4. Приоритеты и основные направления демографической
политики в области сокращения уровня смертности населения,
прежде всего граждан трудоспособного возраста:
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также применения новых инновационных технологий лечения;
внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.
5. Приоритеты и основные направления демографической
политики в области сокращения уровня материнской
и младенческой смертности, укрепления репродуктивного
здоровья населения, здоровья детей и подростков:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений;
поддержка и развитие детского отдыха, летних оздоровительных лагерей по месту проживания детей при активном вовлечении работодателей в этот процесс.
6. Приоритеты и основные направления демографической
политики в области укрепления здоровья населения,
существенного снижения уровня социально значимых
заболеваний, создания условий и формирования мотивации
для ведения здорового образа жизни:
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;
разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, внедрение в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;
разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
7. Приоритеты и основные направления демографической
политики в области повышения уровня рождаемости
1. Развитие системы государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
оказание государственной поддержки гражданам в связи с рождением и воспитанием детей;
совершенствование системы поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семьям, имеющим детей-инвалидов;
удовлетворение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития вариативных форм дошкольного образования, создания образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (частные, семейные, корпоративные, автономные), повышения доступности и качества их услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
реализация программ Республики Крым, направленных на обеспечение жильем граждан, в том числе молодых семей, разработка системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений;
предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детям, находящимся под опекой (попечительством), в соответствии с законодательством Российской Федерации;
развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи.
2. Реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организация повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
разработка специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
8. Приоритеты и основные направления демографической
политики в области укрепления института семьи, возрождения
и сохранения духовно-нравственных традиций
семейных отношений:
развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);
повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка.
9. Приоритеты и основные направления демографической
политики в области улучшения миграционной ситуации
в соответствии с потребностями демографического
и социально-экономического развития:
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Республику Крым в целях обеспечения социально-экономического комплекса региона кадрами необходимых профессий, а также миграционного замещения естественной убыли населения;
проведение мероприятий по борьбе с незаконной миграцией и легализации нелегальной иностранной рабочей силы;
интеграция мигрантов в социум, формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей.
10. Основные этапы реализации Концепции
Реализация демографической политики Республики Крым на период до 2025 года будет осуществляться поэтапно.
На первом этапе (2014 - 2020 годы) определяются и реализуются первоочередные мероприятия в сфере демографической политики, будут созданы условия, позволяющие снизить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для закрепления позитивных тенденций:
- Комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов Республики Крым.
- Разработка прогноза до 2025 года демографического развития населения Республики Крым, наиболее активной его части - трудовых ресурсов, и на его основе - прогноз развития инфраструктуры социальной сферы с учетом происходящих изменений в составе населения.
- Пересмотр существующих и разработка новых законодательных актов с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, которые смогут улучшить развитие демографических процессов в Республике Крым.
- Проведение социально-демографической экспертизы программ социальной направленности, исходя из приоритетов социально-демографической политики.
- Формирование научных направлений в области развития и улучшения демографических процессов в Республике Крым в целях реализации Концепции.
- Разработка региональной целевой программы по развитию демографических процессов в Республике Крым.
Реализация этих мер способна улучшить ситуацию в развитии демографических процессов в регионе, повысить репродуктивный потенциал населения.
Предполагается снизить темпы естественной убыли населения и увеличить миграционный прирост.
На втором этапе (2020 - 2025 годы) реализуются следующие мероприятия:
- Внедрение эффективной системы человекосбережения на основе реализации региональной целевой программы по развитию демографических процессов, а также республиканских программ и муниципальных программ социальной направленности.
- Формирование единой системы мониторинга социально-демографических процессов, разработка стратегии социально-демографической политики.
По итогам реализации предполагается к 2025 году стабилизировать численность населения; увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет; увеличить суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности населения; обеспечить миграционный прирост. Предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.
11. Ожидаемые результаты и критерии реализации Концепции
Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:
формирование устойчивой тенденции к росту рождаемости и предпосылок повышения рождаемости до уровня простого воспроизводства;
улучшение показателей здоровья населения;
формирование у населения системы ценностей, способствующих здоровому образу жизни;
увеличение продолжительности жизни населения;
снижение смертности от несчастных случаев, травм, отравлений, убийств и самоубийств, особенно смертности мужчин в трудоспособном возрасте;
увеличение положительного сальдо миграции за счет прибытия в Республику Крым граждан Российской Федерации, обладающих востребованными на рынке труда профессиями и квалификациями.
12. Механизмы реализации Концепции
Реализацию Концепции предполагается осуществить путем:
объединения усилий государственных и общественных организаций, направленных на формирование единых подходов в реализации разработанных направлений демографической политики;
дальнейшего совершенствования законодательства Республики Крым в сферах стимулирования рождаемости, укрепления семьи, социально-трудовых отношений, миграционных процессов и других сферах, затрагивающих демографическое развитие Республики;
включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в республиканские программы социально-экономического развития;
координации действий законодательных и исполнительных органов на республиканском и муниципальном уровнях, направленных на регулирование демографических процессов;
концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений Концепции с использованием бюджетных средств, внебюджетных поступлений;
постоянного мониторинга и анализа демографических процессов;
развития научных исследований в области народонаселения;
организационного обеспечения, предполагающего формирование органов управления, в том числе коллегиальных органов, межведомственных и экспертных групп, подготовку специалистов в сфере демографической политики.
13. Источники финансирования мероприятий Концепции
Решение задач, поставленных в Концепции, предусматривается осуществить путем стабильного увеличения расходов на их реализацию.
Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми, охрану здоровья населения и другие меры, предусмотренные данной Концепцией, являются средства бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Крым, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
14. Информационное и научное обеспечение
реализации Концепции
Информационное обеспечение Концепции предполагает:
использование достоверной информации о состоянии и развитии демографических процессов в Республике Крым по итогам переписей населения, данным государственной статистики, результатам социологических и научных исследований;
осуществление постоянного мониторинга развития демографических процессов;
формирование единой информационной системы, раскрывающей тенденции в воспроизводстве населения путем создания специальных телевизионных и радиопрограмм, рубрик в газетах, журналах, разработки учебных программ;
расширение информационно-просветительской работы среди населения, направленной на раскрытие ценностей материнства и отцовства, повышение общественного престижа семьи, статуса родительства;
создание роликов (теле-, радиопередач), направленных на пропаганду здорового образа жизни и обеспечение безопасности жизни;
повышение информированности населения о сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и других заболеваниях и их последствиях;
развитие научных исследований в области демографии;
развитие демографического образования путем внедрения факультативного обучения в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в системе повышения квалификации работников государственной службы и управления.
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК
------------------------------------------------------------------